Система
(и почему она не работает в странах СНГ)

Заметка - менеджер

Футбол это уже давно система, причем во всем; от футболистов, до тренерского состава, от руководителей, до менеджмента.
Тут работают обычные принципы управления организацией.
Стратегия, планирование, этапность, цели и многое другое...
Так вот, я занимаюсь воспитанием детей достаточно давно, и всегда говорил о построении системы. Точно так же, как, например, то, что тренер должен быть не просто человеком, который пришел на работу, провел тренировку и забыл...

Для меня тренер должен быть менеджером своей команды. Он должен жить командой, дышать ей, знать про всех абсолютно всю информацию.
При этом оставаться всегда хорошим психологом и уметь поддержать ребенка и родителя в любой момент.

Поговорим о системе, и как она работает сейчас.

Инвестор.
Задаёт тон всего, что творится в его хозяйстве, ставит приоритетные цели и задачи.

Топ- менеджмент.
Обсуждает эти идеи, дорабатывают и улучшают создаваемые проекты. После подхватывают утвержденные, обслуживают их, разрабатывают стратегию и план.

Менеджмент.
Обслуживает план исходя из своих профессиональных качеств.
Но если, любой из механизмов выпадает, система постоянно даёт сбой.
Так вот, если все переводить на язык футбола, то тренерский состав это те же самые менеджеры, которые обслуживают систему.

Каждая футбольная система, которая отвечает за подготовку футболиста имеет:
- возрастные группы;
- цели;
- задачи;
- этапы;

Так же, как и футболист:
- психологию;
- набор талантов;
- физические возможности;


Так же, как и тренер (тут поподробнее):
- обученность;
- самомотивацию;
- работоспособность;
- стрессоустойчивость;
- эмоциональность;
- организованность;
- ответственность;
- аналитичность;
- креативность;

Можно перечислять великое множество качеств , но каждый собственно говоря уникален по своему.

Так вот, все ведущие клубы Европы это уже давно поняли и в каждом из них есть своя система обучения.
Где каждый футболист обслуживается не просто тренировками, а рассматривается вдоль и поперек исходя из возраста и своих возможностей, а также, этапа обучения.

Так же и тренерский состав; ну не может один тренер вести целую вечность одну и ту же команду, с одними и теми же игроками. Как это работает, почти везде.

Тренер обладает определенными способностями, которые необходимо, пременить на определенном этапе в определенный период, так как, тренер, так же, как и футболист зачастую стоит на месте, пытаясь реализовать свои идеи и планы в конкретном периоде, в силу своих знаний.

Руководитель, когда ставит тренера , берет во внимание очень многие факторы, которые посильны тренеру, исходя из его квалификации.
Чтобы тренер рос, ему, как и футболисту необходимо выходить из своей зоны комфорта. Если этого нет, то роста не будет, ни у него, ни у его футболистов. Исключение, если он учится постоянно. В таком случае, он должен быть хорошим практиком и искать пути развития и улучшения игры команды и развития игроков. Для тренера важно применять свои знания, чтобы улучшать свои результаты и повышать квалификацию.


Очень важно, чтобы детского тренера постоянно направляли и вели, так как взгляд со стороны всегда добавляет идей и заставляет обучаться, двигаться вперёд.


Ярлык или возможность.
Тренеры часто произносят фразу и зачастую оказываются правы: «Этот футболист достиг своего предела» или «выше головы он не прыгнет». Так вот про тренера можно сказать то же самое. Так же, как и про инвестора и руководителя. Мало кто хочет выходить из зоны комфорта, двигаться вперёд и развиваться.

Возвращаясь к системе, должен сказать, что у всех она своя. Везде есть свои проблемы:
- кадры;
- инфраструктура;
- стабильное финансирование;
- последовательность;
- логичность;
- обучение;
- технологичность;

Примеры.

У кого-то она заключается в том, что каждый год команда передается от тренера к тренеру; у кого-то - каждые два года, кто-то тренирует блоками, исходя из специфики футбола.
Кому-то это нравится, а кому-то - нет, кто-то с этим согласен, а кто-то - нет.
Если брать моё мнение, а я работаю в России и Латвии на данный момент, то у нас она не может работать априори нигде, так как везде очень сильно не хватает тренерского менеджмента, который понимает футбол «11 на 11».

Если в футболе «8 на 8», есть такие не значительные нюансы, которые можно опустить и их почти никто не заметит, то в футболе «11 на 11»
видно все, как на ладони. Сразу же включается много опций, которые сразу же показывают все огрехи предыдущего тренера или общей системы.
Чтобы тут не допускать ошибок, необходимо формировать мощный тренерский состав, понимания, для каких целей тебе нужен тот или иной человек.
Мне есть с чем сравнивать; я был в "Ред булле" Зальцбург, в Амстердамском "Аяксе", знаю, как это работает там и как это работает в ведущих клубах России, Украины и Латвии.
Так вот, если в России мне удалось сформировать очень мощный штаб спортивного менеджмента и то, не до конца, как мне хочется, то в Латвии это только предстоит сделать, но мне удается выйти на финишную прямую уже вот, вот.

В Латвии, кроме "Метты" (одна из сильнейших школ страны) система нигде не работает. Она просто отсутствует напрочь, так как за тренером уходят целые команды, а кто-то, как раз, держится за тренера и не уходит, так как безсистемная работа, она пугает всех. С этим сложно не согласиться. Таковы реалии.

Руководя академией (бывшей "SFS" - Футбольная школа имени Геннадия Шитика, ныне Riga FC имени Геннадия Шитика), я пережил за год уход (страшно подумать) 6-7 команд. Это красноречиво говорит о том, что система отсутствует напрочь. Все держались не за клуб и принципы работы, а за тренерский менеджмент, а кто-то, как я говорил выше, наоборот - из-за конфликта с тренером. Все это отголоски того, что в футболе работают 70-80% так как хотят, как их учили в детстве.
В современном мире это уже не работает!
Мой случай. Я за построение системы во всем, что делаю. Если брать конкретный случай - этапность в тренерской работе, то лично я давал бы тренеру два года, чтобы тот:
- первый год максимально знакомился с возможностями футболистов, включал креатив и пробовал с каждом из них, что-то новое, используя постоянный контакт с предыдущим тренером и фиксируя отчётность;
- на второй год, уже без каких-либо экспериментов , полноценно готовил ребят, исходя из максимального их потенциала на сегодняшний день, подбирая доступные для всех программы;
Любая система плохая - хорошая, лучше, чем её отсуствие.

Комментарии 0

Ничего не найдено.